ДИЛЕММА УЗНИКА


ДИЛЕММА УЗНИКА
(от греч. dilemma: di(s) - дважды и lemma - посылка - затруднительная ситуация выбора между двумя равнонеприятными возможностями) - лабораторный метод изучения конфликтных явлений в соц. и политич. психологии, базирующийся на модели игр со смешанными мотивами (класс игр с ненулевой суммой), заимствованной психологами из математич. теории игр. Суть любой игры со смешанными мотивами состоит в том, что каждый из игроков стремится сделать наиболее выгодный для себя выбор, исходя из матрицы возможных выигрышей (суммарный исход обоих участников отличен от нуля). При этом условно различают два вида контроля, к-рыми могут обладать участники игры, - безусловный и поведенческий. Считается, что игрок А обладает безусловным контролем над игроком В, если любой выбор А влияет на исход игры для игрока В, независимо от его собственного выбора. Соответственно игрок А обладает поведенческим контролем над игроком В, если, меняя свое поведение (выбор), А ставит В в такое положение, что последнему также выгодно изменить свое поведение (выбор). Такое разграничение условно в том смысле, что игроки могут обладать взаимным безусловным контролем. В этом случае посредством безусловного контроля осуществляется (инициируется) и поведенческий контроль. А.Теккер, теоретик математич. теории игр, первый предложил матрицу и объяснил ее на примере двух заключенных: заключенные помещаются прокурором в отдельные камеры и каждому предлагается сделать выбор - признать вину либо отвергнуть ее. Одновременно прокурор сообщает условия и последствия выборов для каждого из заключенных: 1) если оба не признают себя виновными, их обоих отпускают; 2) если оба признают себя виновными, оба получают легкое наказание; 3) если один признает себя виновным, а другой нет, то признавший вину будет отпущен и награжден, тогда как непри-знавший будет сурово осужден. Представление соц. взаимодействия в виде матрицы возможных исходов в модели игр с ненулевой суммой, особенно модели Д.у., оказалось весьма удобным инструментом для описания в абстрактной форме различн. типов соц. взаимозависимости и анализа в лаборатории многих факторов, детерминирующих динамику конфликта в диаде и групповых конфликтных процессов. Это обстоятельство стимулировало огромное количество экспериментальных исследований конфликтов. М. Дейч был первым соц. психологом, начавшим использовать алгоритм игр со смешанными мотивами в экспериментальных исследованиях конфликтов. Систематически эта модель стала использоваться психологами в качестве основы для организации лабораторных экспериментов после выхода работы Дж. Тибо и X. Келли(1959). Среди распространенных тем, связанных с динамикой конфликтных отношений, исследуемых в лабораторных экспериментах на основе модели игр с ненулевой суммой и Д.у., можно выделить изучение личностных особенностей в конфликте; анализ различн. типов соц. влияния (механизмов угроз и поощрений, доверия и подозрения); изучение коммуникативных процессов в конфликте, влияние первоначальной мотивирующей ориентации, анализ различн. стратегий поведения и т. д. вплоть до имитации ме-ждунар. конфликтов. Признавая относительную полезность использования модели игр с ненулевой суммой в качестве вспомогательного метода анализа конфликтных явлений, многие исследователи (М. Дейч, Д. Пруитт, М. Киммель), критически оценивая накопленный опыт, приходят к выводу о методологич. неадекватности самой модели для изучения отношений реального индивида как соц. существа, несмотря на кажущееся удобство этого алгоритма для анализа конфликтов. Дело в том, что алгоритм игры жестко предписывает "рациональные" решения в ситуации конфликтов, исходя из предположения, что данные матрицы платежных исходов правильно отражают и субъективную психологич. полезность для участников игры. Однако такое предположение мало приемлемо для анализа реальных психологич. и соц.-психологич. механизмов конфликтного взаимодействия, поскольку указанный алгоритм игнорирует субъективную систему ценностей личности, сводя ее в лучшем случае к простому финансовому знаменателю. В этом и заключен основной методологич. недостаток всех экспериментальных процедур подобного плана, объясняющий и скудность конкретных рез-тов исследований при их удивительной многочисленности. Лит.: Thibaut J.W., Kelly H.H. The social psychology of groups. N.Y., 1959; The structure of conflict. RY., 1970-Pruitt D.G., Kimmel M.J. Twenty years of experimental gaming: critique, synthesis and suggestion for the future//Annual review of psychology. 1977. №28; Drutch M. Fifty years of conflict//Retrospections on social psychology. N.Y., 1980; Games//The encyclopedic dictionary of psychology. Oxford, 1983; Conflict resolution in "mixed-motive" setting// Handbook of socialjasychology. N.Y., 1985. B.A. Соснин.


Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. . 1999.

Смотреть что такое "ДИЛЕММА УЗНИКА" в других словарях:

  • ДИЛЕММА УЗНИКА — (prisoners’ dilemma) Ситуация, когда решение индивида о максимизации полезности (utility) оборачивается вредом для данного или другого индивида. Дилемма узника – одна из задач теории игр (game theory), ее название связано с притчей о двух… …   Словарь бизнес-терминов

  • Дилемма Узника — (от греч. di дважды + lemma посылка) один из наиболее известных вариантов модель игры с ненулевой суммой, который используется при применении теории игр для анализа межличностного конфликта. R …   Психологический словарь

  • ДИЛЕММА УЗНИКА — – одна из классических задач тестов теории игр. Основана на конфликтном взаимодействии партнеров, использующих различные стратегии поведения. Среди модификаций Д. у. имеются игры с нулевой и ненулевой суммой. * * * затруднительная ситуация выбора …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ЗАКЛЮЧЕННОГО ДИЛЕММА —     ЗАКЛЮЧЕННОГО ДИЛЕММА (дилемма узника; англ. prisoner s dilemma) интеллектуальная модель (предложенная А, У. Такером), позволяющая анализировать и демонстрировать различные варианты рациональности решений при необходимости кооперации частных… …   Философская энциклопедия

  • Теория Игр — раздел математики, ориентированная на построение формальных моделей принятия оптимальных решений в ситуации конкурентного взаимодействия, строго регламентированного матрицей выигрышей и проигрышей. В теории игр выделяют два класса: игры со… …   Психологический словарь

  • РАПОПОРТ АНАТОЛЬ — (род. в 1911 г., Лозовая, Россия) – американский философ, представитель операционализма, биолог, психолог. В 1941 г. окончил Чикагский университет. С 1955 г. – профессор математической биологии Института психиатрии Мичиганского университета. Один …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • РАПОПОРТ — (Rapoport) Анатолий Бо рисович(р. 1911) американский (российского происхождения) психолог, биолог, математик. Представитель операци онализма. Образование получил в Чикагском ун те (бакалавр, 1938; магистр, 1940; д р, 1941). С 1955 г. профессор… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА — социологич. и соц. психологич. концепции, исходящие из методологич. принципа гедонизма. Регулируются моделью экономич. человека , т. е. представлением о человеке как существе, стремящемся к максимальной выгоде с минимальными затратами. Т.с.о.… …   Российская социологическая энциклопедия

  • ТЕОРИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ — один из видов теории рационального выбора (см.); применима и к случаю коллективного поведения и к ситуации принятия решений. Утверждает, что выбор имеет форму рационального решения и осуществляется в несколько этапов: сбор информации о событиях,… …   Российская социологическая энциклопедия

  • Конкуренция — [лат. concurro сбегаюсь, сталкиваюсь] (в социальной психологии) одна из основных форм организации межличностного и социального взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с …   Психологический лексикон