- ВОСПРИЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЕ (ПЕРЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ)
- (от лат. socialis - общественный и perceptio - восприятие, представление) - процесс и рез-т отражения человеком соц. объектов: др. людей, групп и общностей различн. видов, самих себя. Термин В.с. ввел Дж. Брунер в 1947 г. для констатации соц. обусловленности восприятия любых объектов, его зависимости не только от свойств отражаемого объекта, но и от личности, ее опыта, знаний, мотивов и целей деятельности, соц. навыков. В дальнейшем понятие В.с. претерпело изменение и в настоящее время им обозначают только восприятие соц. объектов, к-рое в отличие от восприятия неодушевленных предметов имеет ряд специфич. черт. При восприятии соц. объектов процессы оценивания и атрибуции объекту определенных свойств и причин активности слитны с собственно познавательными процессами и превалируют над ними. Собственная активность соц. объектов выражается, в частности, в том, что они стремятся создать у субъекта восприятия благоприятное впечатление о себе. Данное явление наблюдается также в соц.-психологич. экспериментах и препятствует объективному исследованию поведения соц. объектов. При восприятии др. человека особое внимание уделяется его позе, выражению лица и выразительным движениям как психологически наиболее информативным признакам. В 70-е гг. начались исследования В.с, в к-рых субъектом восприятия был не только индивид, но и соц. группа. Расширение исследований В.с. привело к выделению трех его основных разновидностей: а) восприятие межличностное - это восприятие отдельным человеком др. человека. Изучается точность и адекватность восприятия людьми друг друга, оценка статуса воспринимаемого, пути формирования первого впечатления о человеке, восприятие взаимоотношений личности в группе. Основными из известных механизмов межличностного восприятия являются: стереотипизация (распространение на воспринимаемую личность устойчивых, стереотипных представлений о членах определенных соц. групп); б) идентификация (психич. отождествление воспринимающего с воспринимаемым индивидом); в) эмпатия (эмоциональное сопереживание, вчувствование в психич. состояние др. человека); рефлексия за другого. В В.с. обнаружен ряд эффектов: а) эффект первичности состоит в том, что для образования представления о человеке важное значение имеет порядок поступления информации о нем: вероятность припоминания первых элементов информации более велика по сравнению со средними, и они зачастую играют решающую роль; б) эффект новизны или недавности: вероятность припоминания последних элементов воспринимаемой информации более высока по сравнению со средними элементами ряда. В процессе В.с. данный эффект проявляется в том, что при оценке знакомого человека наиболее значима более новая информация о нем, тогда как на оценку незнакомого человека большее влияние оказывает первая информация (эффект первичности); в) эффект ореола: влияние первичного впечатления о человеке на восприятие всех его дальнейших поступков. Положительный ореол: если первое впечатление о человеке положительно, тогда все его поступки и черты получают положительную оценку, отрицательные черты не выделяются или вытесняются из сознания воспринимающего. При отрицательном первичном впечатлении (отрицательный ореол) замечаются преимущественно отрицательные черты и поступки человека, а положительные черты или не замечаются, или же недооцениваются. Эти эффекты, участвующие в процессах категоризации соц. объектов, более четко проявляются при недостатке объективной информации о них. Лит.: Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л., 1970; Социальная психология личности. Л., 1974; Брунер Дж. Психология познания. М., 1977; Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций.
М., 1970;Изард К. Эмоции человека. М, 1980; Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. 1983; Hall E.T. The silent language. Garden City, 1959; Allport G. Pattern and Growth in personality. N.Y., 1961; Mehrabian A. Nonverbal communication. Chicago, 1972; Kleinke C.L. First impression: The social psychology of intergroup relation. Monterey (Cal.), 1979. A.A. Налчаджян
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.