ШКОЛА ЧИКАГСКАЯ

ШКОЛА ЧИКАГСКАЯ
- сложившееся в амер. социологии в 20-е гг. XX в. направление, связанное с именами Р. Парка, Э. Берджесса, Р. Маккензи, Г. Зорбо, Л. Вирта и др. исследователей, сотрудничавших на кафедре социологии Чикагского ун-та. Чикагские социологи внесли существенный вклад в развитие эмпирия, социологич. исследований и в становление социологии города. Парк и Берджесс - авторы первого учебника по социологии. Система взглядов основоположника ш. Р. Парка сложилась, с одной стороны, под воздействием социологич. идей Г. Зиммеля, с др. - под влиянием распространенных в то время в США идей социалдарвинизма. Парк выделял два уровня взаимодействия между индивидами - биотический и культурный. Продуктом биотич. взаимодействия, аналогичного взаимодействию в природных популяциях, Парк считал общину, утверждал, что в человеческом сооб-ве борьба за существование, естественный отбор,  адаптация "к среде выступают в превращенной форме экономии, конкуренции, предполагающей разделение труда  и кооперацию, рез-том чего оказывается специфич. пространственное распределение населения и ресурсов. Продуктом культурного взаимодействия, к-рое понималось как межличностное взаимодействие, коммуникация, Парк считал об-во, т. е. совокупность организованных обычаев, чувств и соц. установок. Биотич. уровень взаимодействия, к-рый должна изучать "человеческая экология", лежит, по Парку, в основании культурного уровня взаимодействия, выступающего объектом изучения социологии. В центре внимания Ш.ч. были проблемы отклоняющегося поведения, соц. контроля, поддержания консенсуса. Стремясь превратить социологию из философии истории в экспериментальную науку об об-ве, социологи проводили многочисленные эмпирич. исследования в г. Чикаго, к-рый именовали "соц. лабораторией". Эти исследования касались жизни общин сельских и иностранных мигрантов, проблем их адаптации к городской среде, различн. форм отклоняющегося поведения, дезорганизации семьи, юношеской преступности, бродяжничества и др. Город в концепции чикагских социологов трактовался как стихийно развивающийся организм, приобретающий под воздействием биотич. процессов, к-рым подвергалось городское население, специфич. соц.-экономич. организацию. Берджесс, широко применявший в своих исследованиях метод картографирования, представил соц.-пространственную организацию города в виде четырех концентрич. зон (переходной, промышленной, жилой и пригородной), расположенных, подобно кольцам, вокруг городского ядра - Центрального делового района. Зоны различались по типу застройки, экономич. функциям, по соц. и профессиональному составу населения. В кон-Че 30-х гг. Л. Вирт предложил новый ракурс социологич. исследования города, выдвинул на первый план понятие городского образа жизни. Идеи Щ-ч. получили развитие в 50-60-х гг. в работах А.Хоули и представителей "неоэкологического" поколения - О. Дункана, Л. Шноре и др.


Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. . 1999.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ШКОЛА ЧИКАГСКАЯ" в других словарях:

  • ШКОЛА, ЧИКАГСКАЯ — одно из современных направлений неоконсерватистской экономической мысли. Возникла в середине 60 х гг. XX в. Главные представители – М.Фридмен, Ф.Найт, Г.Саймонс, Дж.Стиглер. Ч.ш. выступает против вмешательства государства в экономику, считая, что …   Большой экономический словарь

  • Чикагская школа — Чикагская школа: Чикагская архитектурная школа Чикагская школа социологии Чикагская школа (филология) Чикагская школа (экономика) …   Википедия

  • Чикагская школа (экономика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Чикагская школа. Чикагская школа  направление в экономической теории. Основатель школы  американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике, Милтон Фридман. Главные… …   Википедия

  • Чикагская школа социологии — У этого термина существуют и другие значения, см. Чикагская школа. Чикагская школа социологии (другое название Чикагская школа человеческой экологии) группа социологов Чикагского университета работавшая в первой половине XX века. Для школы… …   Википедия

  • Чикагская школа (филология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Чикагская школа. Чикагская школа литературной критики, также известна под названием «неоаристотелевской»  развивалась в 1920 1940 х годах в Чикагском университете. Иногда ее относят к… …   Википедия

  • Школа (в науке и искусстве) — Фреска Рафаэля «Афинская школа» У этого термина существуют и другие значения, см. Школа (значения). Школа, в анализе развития наук, литературы, искусства и др. областей и …   Википедия

  • Чикагская школа (в экономике) — Чикагская школа направление в экономической теории. Главные представители Г. Демсец, Дж. Стиглер, М. Фридман, Ф. Найт, Г. Саймонс, Л. Минтс, Дж. Вайнер, Ф. Кейген, Д. Мейзелман, Р. Селден, А. Шварц, А. Харбергер. Чикагская школа начала… …   Википедия

  • Чикагская школа экономики — Чикагская школа направление в экономической теории. Главные представители Г. Демсец, Дж. Стиглер, М. Фридман, Ф. Найт, Г. Саймонс, Л. Минтс, Дж. Вайнер, Ф. Кейген, Д. Мейзелман, Р. Селден, А. Шварц, А. Харбергер. Чикагская школа начала… …   Википедия

  • ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА — одно из современных направлений экономической мысли, стоит на позициях неолиберализма. Возникла в сер. 60 х гг. 20 в. Главные представители М. Фридмен, Ф. Найт, Г. Саймонс, Дж. Стиглер. Чикагская школа выступает за невмешательство государства в… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Чикагская школа (литературная критика) — Чикагская школа литературной критики, также известная под названием неоаристотелевской , развивалась в 1920 х, 1940 х годах в Чикагском университете. Иногда ее относят к разновидности литературного формализма, но чаще всего противопоставляют… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»