ШКОЛА ФРАНКФУРТСКАЯ

ШКОЛА ФРАНКФУРТСКАЯ
- одно из течений в неомарксизме (см.), организационно оформившееся в 30-е гг. на базе возглавлявшегося М. Хоркхаймером (с 1931 г.) Ин-та соц. исследований во Франкфурте-на-Майне и вокруг руководимого им (с 1932 г.) институтского "Журнала соц. исследований". Главные теоретич представители Ш.ф. - М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Э. Фромм, Г. Маркузе, Ю. Хабермас. Теоретич. истоки Ш.ф. - марксизм, истолкованный молодым Д. Лукачем в "лево"-неогегельянском духе ("История и классовое сознание" , 1923 г.), и "левый" фрейдизм, принявший в Германии форму фрейдомарксизма, а во Франции - сюрреализма (А. Бретон). Г. Маркузе, бывший одно время учеником философа-экзистенциалиста М. Хайдеггера, привнес в теорию Ш.ф элементы "хайдеггер-марксизма"; наконец, в неомарксизме Ш.ф. отчетливо фиксируются элементы заимствований из ницшеанства и ницшеански ориентированной антропологич. соц. философии и социологии (X. Фрайер и др.). Сквозные мотивы теории Ш.ф. - проблематика отчуждения (истолкованного в духе гегелевского и неогегельянского отождествления отчуждения и опредмечивания, отчуждения и объективации) и проблематика рациональности ("рационализации"), восходящая к М. Веберу. Однако уже у Лукача, за к-рым пошли теоретики Ш.ф., она получила совершенно иной оценочный знак и сомкнулась с проблематикой отчуждения. Основная соц.-филос. тема Ш.ф. - тема "позднего капитализма" - с характерной для него "фашизоидностью" (независимо от того, реализовалась ли она в фашистских режимах или нет). Основная социологич. и соц.-психологич. тема Ш.ф. - "авторитарная личность" : теоретич. концептуализация этого понятия (Фромм, Хоркхаймер) и попытка с помощью конкретно-социологич. исследования доказать, что понятию "авторитарная личность" действительно соответствует определенная человеческая реальность. Основная методологич. тема Ш.ф. - антипозитивизм, принявший здесь самую крайнюю форму - форму отрицания всей "традиционной" науки (как естественной, так и соц.), расцениваемой как основной инструмент капиталистич. эксплуатации и угнетения, как наиболее адекватное воплощение "бурж. идеологии". Лит.: Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. М., 1977; Социальная философия Франкфуртской школы. М., 1978. Ю.Н. Давыдов.


Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. . 1999.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ШКОЛА ФРАНКФУРТСКАЯ" в других словарях:

  • ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА — одно из наиболее влиятельных и продуктивных направлений в неомарксизме, сложившееся в 1930 е гг. вокруг возглавлявшегося М. Хоркхаймером Ин та социальных исследований при Франкфуртском ун те. Основные темы Ф.ш. эпистемология социальных наук,… …   Философская энциклопедия

  • ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА —         влиятельное на правление в совр. нем. философии и социологии, сложилось на базе Ин та социальных исследований при Ун те во Франкфурте на Майне. Ин т организован в 20 х гг. Г. Вейлем и К. Грюнбергом (директор, издатель “Архива по истории… …   Энциклопедия культурологии

  • Франкфуртская школа — (Frankfurt School) Создана при университете во Франкфурте на Майне в 1923 г., с 1935 по 1953 г. находилась в изгнании в США. Возобновила свою деятельность во Франкфурте под руководством Юргена Хабермаса, который преподавал в университете в 1960 х …   Политология. Словарь.

  • франкфуртская школа социальных исследований —         ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ сложившееся в 1930 е в Германии направление философской и социологической мысли. Возникло на базе Института социальных исследований университета Франкфурта на Майне, руководимого М. Хоркхаймером …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА — в немецкой философии и социологии, в 30 70 х гг. 20 в.; центр Институт социальных исследований во Франкфурте на Майне (с 1931). Главные представители: М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас. В философско социологической… …   Современная энциклопедия

  • ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА — в немецкой философии и социологии 20 в. возникла в нач. 30 х гг., центр Институт социальных исследований во Франкфурте на Майне (с 1931, в 1934 39 в Женеве и Париже, в 1939 46 в США), главные представители: М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э …   Большой Энциклопедический словарь

  • ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА — одно из течений в социологии и социальной философии 20 в., названное так по месту нахождения Института социальных исследований, деятельность которого, начиная с 1930 х, положила начало оформлению основных идей этого интеллектуального направления …   Новейший философский словарь

  • ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА — англ. Francfurt School; нем. Frank v furter Schule. Неомарксистская соц. фшюс. и соци ол. концепция (М. Хоркхаймер, Т. Адо рно, Э. Фромм, Г. Маркузе, Ю. Хабер мас и др.), в основе к рой лежит антипозитивизм и проблематика отчуждения и… …   Энциклопедия социологии

  • Франкфуртская школа — в немецкой философии и социологии, в 30 70 х гг. 20 в.; центр Институт социальных исследований во Франкфурте на Майне (с 1931). Главные представители: М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас. В философско социологической… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Школа праксиса — (англ. Praxis School)  название югославского философского сообщества неортодоксальных марксистов, существовавшего в период с начала 1960 х и до распада Югославии. Основными центрами философского движения были Белград и Загреб, а на… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»