ФОРМЫ КОММУНИКАЦИИ

ФОРМЫ КОММУНИКАЦИИ
- исторически сложившиеся формы производства и распространения соц. информации, зависящие от обществ. отношений, уровня экономич., технич. и культурного развития об-ва, структуры власти и форм управления и т. п. Анализ специфики Ф.к. предполагает изучение особенностей основных их элементов и связей в процессе коммуникации. По характеру участвующих в коммуникации соц. субъектов различаются - автокоммуникация, межличностная, групповая и массовая коммуникация;  по способу связи и особенностям канала выделяются непосредственные, Технически и социально опосредствованные формы коммуникации;  различия в форме коммуникативных систем позволяют отличить иерархич. организованные (аксиальные) и основанные на всеобщем доступе централизованные (ретиальные) способы распределения информации. Используемые при кодировании и декодировании информации знаковые средства (основа различения, напр., вербальной и невербальной коммуникации) служат основанием для выделения искусства как особой Ф.к. По соц. организации коммуникация бывает формальная и неформальная, институционная и стихийная, односторонняя и двухсторонняя. Выделение конкретных Ф.к. как элементов существующей в каждом об-ве информационной системы требует одновременного учета всех основных характеристик коммуникации. На разных этапах обществ. развития можно наблюдать изменение структуры информационной системы, увеличение или уменьшение значимости определенных Ф.к., возникновение новых возможностей коммуникации. В развитии Ф.к. выделяют несколько качественных скачков, т. н. коммуникационных революций, вызванных одновременным изменением технич. способов производства и передачи информации, соц. условий ее распределения и потребления. Таким скачкообразным изменением Ф.к. является переход от господствующего в первобытном об-ве непосредственного устного межличностного общения к письменности как основе предметно опосредствованных, не требующих личного контакта Ф.к. Одновременно с этим возникали первые соц. ин-ты, специально занимающиеся созданием, сбором, хранением и распределением информации, "законсервированной" в виде письменных сообщений. Эти ин-ты обеспечивали соответствие распределения информации согласно жесткой иерархии соц. и политич. отношений в ранних типах классового об-ва. С возникновением капиталистич. производственных отношений, зарождением бурж. демократии в корне изменились соц. условия производства и распределения информации. Это сделало возможным использовать появившиеся ранее средства печатного размножения и передачи сообщений для развития новых технически опосредствованных форм производства и распределения информации. В дальнейшем возникает коммуникация массовая  (см.), обеспечивающая широкий доступ населения к определенной части соц. информации, и в то же время ставшая мощным средством соц. контроля над сознанием и поведением людей. Эта вторая "коммуникационная революция", начавшаяся с зарождения прессы в XVI в., достигла высшей точки развития с появлением электронным средств массовой информации - радио, а затем телевидения. Наряду с бурным развитием массовых Ф.к. разрастается система специализированных каналов информации, обеспечивающих различн. формы групповой коммуникации. Преодоление тенденций к концентрации и монополизации в области массового производства и потребления информации нек-рые социологи (Д. Белл, А. Тоффлер и др.) связывают с происходящей сейчас в мире третьей "коммуникационной революцией", рождением новых Ф.к., основанных на обеспечиваемых персональными компьютерами двухсторонних связях потребителей информации с общедоступными информационными банками. Лит.: Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникация в организациях. М., 1980; Шиллер X. Манипуляторы сознанием. М., 1980; Родионов Б.А. Коммуникация как социальное явление. Ростов, 1984; Каган М.С. Мир общения. М., 1988; McQuail D. Communication. L., N.Y., 1984. М.Й. Лауристин.


Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. . 1999.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ФОРМЫ КОММУНИКАЦИИ" в других словарях:

  • неязыковые формы коммуникации — 1) Паралингвистические средства (жест, мимика, параграфемика); 2) искусственные знаковые системы; 3) неязыковые виды искусства …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • КОММУНИКАЦИИ, МАРКЕТИНГОВЫЕ — процесс эффективного обмена информацией, знаниями о продукте или услуге с целевыми аудиториями для решения маркетинговых задач организации. В профессиональной литературе для обозначения этой категории часто встречается соответствующая обычому… …   Маркетинг. Большой толковый словарь

  • Коммуникации политические: картографический язык — Географическая карта один из самых образных, общепонятных, ярких и значимых культурно истор. феноменов. Зарождение карты как формы передачи информации относится к периоду 100 40 тыс. лет назад. С семиотической т. зр. знаки карт можно… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Пиар (PR)-коммуникации — осн. вид профессиональной PR деятельности. В теории PR коммуникации являются одним из этапов процесса PR, в совр. практике наряду с понятием «PR коммуникации» существует ряд сходных по значению понятий: «интегрированные PR коммуникации», «PR… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Убеждающие коммуникации (persuasive communications) — Значительная часть цивилизации рез т У. к. Политические лидеры, священники, родители и реклама в ее разнообразных формах все они зависят от создания «отпечатков», или коммуникаций, надолго оставляющих свой след. Подлинная У. к. существует только… …   Психологическая энциклопедия

  • СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ — (mass media of communication) методы и учреждения, посредством которых централизованные поставщики передают или распределяют информацию и другие формы символической коммуникации обширной, разнородной и географически рассеянной аудитории. Первое… …   Большой толковый социологический словарь

  • Каналы коммуникации — средства, с помощью которых сообщение передается от субъекта коммуникации целевой аудитории,  включают разнообразные формы продвижения информации, в том числе устные речевые обращения (выступления, заявления для прессы, выступления на брифингах,… …   Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшенз

  • ВНЕНАУЧНЫЕ ФОРМЫ ЗНАНИЯ — исторически сформированные и социально закрепленные формы дискурсной информации, не отвечающей в полной мере критериям научности, но имеющей не менее важное, чем научное знание, практическое значение для адаптивного существования как отдельного… …   Философия науки: Словарь основных терминов

  • Психолингвистика СМИ: формы выражения сведений — В психолингвистике СМИ А. А. Леонтьев выделял след. формы выражения сведений: 1. Открытая вербальная (словесная) сведения даны в виде отдельного высказывания или цепочки взаимосвязанных высказываний, причем новая информация дана в предикативной… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • ФОЛЬКЛОР —         (в культурологическом аспекте)         в “широком” смысле (вся народная традиционная крестьянская духовная и отчасти материальная культура) и “узком” (устная крестьянская словесная худож. традиция).         Фольклор это совокупность… …   Энциклопедия культурологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»