- УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
- - в широком смысле слова - управление всеми и любыми обществ. процессами в отличие от управления в биологич. и технич. системах; в узком смысле - управление процессами и явлениями соц. сферы обществ. жизни, средство реализации соц. политики. У.с. осуществляется путем воздействия на ловил жизни людей и их ценностные ориентации. Важной составной частью У.с. является соц. планирование, разработка и реализация конкретных мер по решению соц. проблем в единстве с обеспечением прогрессивных экономич. преобрази. Это находит свое практическое проявление в планах соц.-экономич. (или экономич. и соц.) развития того или иного масштаба. Сущность социологич. подхода к управлению состоит в выделении трех его компонентов. Первый - ядро механизмов управления: составляет целенаправленное управляющее воздействие, включающее целеполагание и целеосуще-ствление. Такое воздействие бывает внешним (орган управления находится за рамками самих объектов), а также - самоуправлением (воздействие осуществляется подразделением или субъектом, входящим в состав самого объекта). Вторым компонентом является самоорганизация социальная (см.), т. е. спонтанные процессы внут-риколлективного регулирования (лидерство, "шкала престижа", неформальное группообразование, соц. нормы). Оба названных компонента образуют третий - порядок организационный (см.), включающий в себя как продукты "прошлого" управленческого труда (решения, объективированные в стабильной должностной структуре, административном распорядке), так и систему стихийно сложившихся правил и норм отношений в коллективе. Оптимальное соотношение этих компонентов предполагает их интеграцию на основе использования возможностей и учета границ каждого из них, снятия возможных противоречий. Так, руководитель заинтересован как можно больший объем решений (приказов, заданий) перевести из формы разовых воздействий в форму долговременного порядка; или же "подключить" спонтанные регуляторы к целям, поставленным перед организацией. В этом смысле проблематику У.с. составляют такие актуальные проблемы, как взаимосвязь формальной и неформальной структур, отношения руководства - подчинения, участие исполнителей в выработке общих решений, соединение личных, групповых и общеорганизац. целей, оценка руководителей, адаптация персонала и др. В последние годы стали активно разрабатываться также социологич. проблемы управления технич. и организац. нововведениями, формирования гибких организац. структур, управленч. консультирования, деловых игр и т. д. Объектами У.с. являются индивид, группа, организация, др. соц. образования и процессы (см. также: Методы социального управления). Лит.: Марков М. Теория социального управления. М., 1978; Керимова Т.В. Социальный прогресс и управление. М., 1980; Лебедев П.Н. Социальное управление. Л., 1982; Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991; Котлер Ф. Основы маркетинга. М., 1996; Мес-кон М.Х., Альберт М., Хедаури Ф. Основы менеджмента. М., 1997; Управленческое консультирование М., 1992; Алексин М.Т. Социология и менеджмент. М., 1995; Якока Л. Карьера менеджера. М., 1997. А.И. Пригожин.
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.