- УБЕЖДЕНИЯ
- - личностные образования, s основе к-рых лежат определенные представления, идеи, принципы, существенно определяющие отношение человека к действительности и его поступки. Различают нравственные, науч., религиозные и др. виды убеждений. Проблема становления У. - одна из ключевых в воспитании. Особую остроту она приобретает в период революционных соц. изменений, всеобщей политизации масс, ломки устоявшихся идеологич. стереотипов. Серьезно затруднял развитие исследований в этой области тот факт, что процесс формирования убеждений рассматривался как почти полностью определяемый извне. Это обусловливало акцент на внешних организационно-методич. вопросах формирования убеждений и недооценку внутренней, "интимной стороны" этого процесса. В исследованиях по данной проблеме, хотя они и различаются в деталях, в целом используются трехкомпонентная структура У., к-рая включает в себя: логич. анализ отдельных знаний, мнений, суждений (когнитивный компонент); переживание своего отношения к данным знаниям, суждениям (эмоционально-личностный компонент); потребность поступать определенным образом в соответствии с формировавшимся У. практически действенный компонент), проблеме становления У. существенное не имеет исследование способа усвоения знаний, оценок. Существуют многочисленные, свидетельствующие о том, что способ усвоения знаний не является нейтральным по отношению к содержанию У. Тот или иной способ усвоения может существенно уменьшать, даже сводить на нет ценностную значимость содержания, либо, напротив, повышать личностную значимость приобретаемых знаний, облегчая переход их в У. Исследования конформизма показали, что определенные мнения и оценки могут усваиваться по механизму конформного подчинения при деформации когнитивного компонента У. Усвоенные т. обр. мнения, как правило, не становятся подлинными У. и обусловливают неустойчивость, ситуативность поведения. Даже прочно усвоенные и значимые для личности знания не всегда переходят в убеждения. Один из примеров такого рода дает концепция амер. исследователя С. Шварца, согласно к-рой усвоенные индивидом соц. нормы существуют как бы параллельно с его личностными устремлениями. Соблюдение или не соблюдение нормы зависит от затрат, к-рые индивид должен произвести при соблюдении нормы, и от цены, к-рую придется заплатить в случае ее нарушения. Этот, можно сказать, "рыночный" подход к нормативному поведению тем не менее позволяет отразить реальность, к-рая опровергает расхожее представление об убеждениях как просто усвоенных знаниях. Вместе с тем автор неправомерно обобщает частный случай, рассматривая его как общий механизм нормативного поведения. В литературе бытует тезис о том, что большая первоначальная уверенность в истинности определенного мнения позитивно связана с его устойчивостью. Однако экспериментальные данные не подтвердили этого. Оказалось, что в целом ряде случаев испытуемые, имеющие высокую первоначальную убежденность, понесли наибольший ущерб от диссонантного атакующего воздействия. В то же время те, позиция к-рых была не столь категоричной и допускала возможность альтернативного мнения, психологически были более подготовлены к атакующему воздействию и в рез-те понесли меньший урон. В течение длительного времени процесс становления У. был идеологизирован. Центральное место в этом процессе отводилось идейно-политич. У., а нравственные У. отходили на второй план. Между тем оказывается, что именно нравственный компонент является ведущим в становлении У. различн. видов. Должна быть создана общая стратегия процесса формирования У., включенного в систему нравственного воспитания и охватывающего все этапы возрастного развития. Лит.: Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования убеждений. М., 1982; Развитие нравственных убеждений школьников. Киев, 1986; Чудновский В.Э. Актуальные проблемы психологии становления убеждений//Вопр. психологии. 1990, № 5; Schwartz S.A. Moral decision making and behaviour. N.Y., 1970. В.Э. Чудновский.
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.