- ТОЙНБИ (TOYNBEE) Арнольд
- (1889-1975) - англ. историк, философ, обществ. деятель. Главой труд его жизни "Исследование истории" есть обозрение всемирной истории в форме, по его словам, "культурно-историч. монадологии", т. е. на основе представления о самозамкнутых дискретных единицах, на к-рые распадается историч. существование человечества и к-рые он называет цивилизациями. Это представление сложилось под определяющим влиянием О. Шпенг-лера, от к-рого, однако, Т. отличается в двух отношениях. Во-первых, наряду с естественной необходимостью Т. признает за человеком способность к свободному самоопределению; во-вторых, циклич. модель историч. процесса Шпенг-лера модифицируется признанием объединяющей роли "мировых проповеднических религий" (буддизм, христианство, ислам), к-рые и являются высшими ценностями и ориентирами историч. процесса. Согласно Т., динамика цивилизации (ее возникновение, рост, "надлом", упадок и разложение) определяется "законом вызова и ответа", согласно к-рому каждый шаг вперед связан с адекватным "ответом" на "вызов" историч. ситуации. Адекватный "ответ" - заслуга "творческого меньшинства", к-рое властвует сначала силой своего авторитета, а затем превращается в "господствующее меньшинство". Последнее, утрачивая творческие способности, все больше опирается на материальные инструменты власти, и прежде всего на силу оружия. Банкротство "господствующего меньшинства", его неспособность справиться с обстоятельствами и беспрестанно возникающими новыми проблемами приводят к "надлому", а затем (если "болезнь" не получает своевременного лечения) к окончательной гибели цивилизации. Концепция Т. соединяет испытанные приемы позитивистской историографии (сравнительно-историч. метод, индуктивное обобщение и его экстраполяцию на Др. области) с философскими идеями "творческой эволюции" А. Бергсона и теологич. символами ("первородный грех", "исход и возвращение"). Соч.: Постижение истории. М., 1991. М.А. Киссель.
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.