- ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
- - специфич. и стандартное оперативное средство деятельности социолога-практика в сфере управления. Термин "Т.е." используется в соц.-инже-нерной деятельности и социологич. ветви консультирования управленческого (см.). Будучи разновидностью технологии, Т.е. представляет собой способ организации и упорядочения целесообразной практич. деятельности, совокупность приемов, направленных на определение или преобразование (изменение состояния) соц. объекта, достижение заданного рез-та. При этом речь идет о специфич., собственно социологич. средствах. Специфика технологии в том, что она алгоритмизирует деятельность и поэтому может быть многократно использована, тиражирована для решения сходных задач, достижения заданных рез-тов посредством трансляции профессиональной, в данном случае социологич., культуры. Специфика Т.с. по сравнению с др. средствами обеспечения социологич. деятельности может быть определена по аналогии с дифференциацией средств, сформировавшихся в системе развитых наук, получивших выход в социологич. практику. Так, исследовательская деятельность, сложившаяся в рамках специфич. ин-та фундаментальной науки, связана с получением принципиально нового знания. Поскольку эта деятельность носит творческий характер, средства ее обеспечения уникальны, ориентированы на решение конкретной цели, слабо поддаются алгоритмизации. Проектно-конструкторская и проектно-технологич. деятельность реализуется в сфере прикладной науки, она направлена на трансформацию знаний, получаемых академия, наукой, в средства практич. деятельности. Именно это направление деятельности обеспечивает создание технологии в широком смысле этого слова. Разновидностью последней является Т.с. Инженерная практика - сфера применения теоретич. и прикладных знаний технологии в сфере практич. деятельности. Такая деятельность предполагает наличие стандартных оперативных и надежных средств для решения частных стандартных практич. задач и обеспечение заданного рез-та. В социологии данная сфера представлена в т. н. соц.-инженерном направлении деятельности (см. Инженерия социальная), к-рая представляет собой практич. направление деятельности, связанное с реальным участием социологов в управленческой деятельности на правах полноправного представителя функциональной службы организации или консультанта. Именно в рамках указанной сферы в первую очередь и используются средства, именуемые Т.с. Идея принадлежности Т.е. к числу социологич. средств, направленных на обеспечение управленч. деятельности, разделяется большинством специалистов, однако это не определяет социологич. специфики, поскольку в сфере управления могут быть использованы (и используются) технологии и средства различн. предметных сфер (технич., экономич., психологич. и др.). Проблема определения соц. специфики Т.с. до сих пор до конца не решена. В качестве основы, позволяющей идентифицировать Т.с. с собственно социологич. средствами, выдвигаются различн. базовые характеристики: а) специфика соц. объекта (процесса) (соц. объект - человек, общность, организация и т. д.); б) специфика соц. отношений; в) предметная специфика (напр., применительно к организации - соц. организации). Т.с. классифицируют по разным основаниям. Выделяют, в частности, жесткие и гибкие Т.с. Наибольший интерес представляет классификация с позиций отношения ее к решениям управленческим (см.). По этому основанию она делится на 2 типа: 1) Т.с., направленные на подготовку управленческих решений в рамках социологи, проблематики, или технологии социологич. диагностики; 2) Т.с., направленные на реализацию управленческих решений, или соц. технологии реализации. Лит.: Марков М. Технология и эффективность социального управления. М., 1982; Социальное управление в производственных коллективах. М., 1985; Антонюк Т.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. 1986; Щербина В.В. Проблема технологизации социоинженерной деятельности//Социологич. исследования. 1990. № 8. В.В. Щербина.
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.