- СТРУКТУРАЛИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
- - применение структурного анализа к соц. явлениям, гл. обр. к явлениям культуры. Наибольшее распространение получил в работах франц. структуралистов (К. Леви-Стросс, Ж. Лакан, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Деррида, Ю. Кристева и др.). Они исследуют различн. социокультурные аспекты этнографич., психологич., эстетич., правовые, как целостные структуры, элементы к-рых связаны друг с другом в соответствии с правилами семиотики: соц. структуры рассматриваются как совокупности знаковых систем. Ведущими принципами структурного анализа соц. явлений служат законы структурной лингвистики - науки, в к-рой впервые (в 20-х гг. ХХ в. был разработан как метод. Поэтому из знаковых систем, согласно С., является язык. Так, напр., Р.Барт в 50-х гг. вводит понятие "письмо" (словесности), прослеживая его роль как исходной "клетки", отправной точки функционирования таких соц. явлений, как произведения художественной, публицистич. и научн. литературы ("язык"). Язык рассматривается структуралистами как основная сфера проявления социальности, как показатель коллективного воображения, восприятия, сознания, эстетич. установок, бытового поведения. Вводятся понятия "языка" визуальных образов, мифов, знаков, материального производства. Язык как обмен информацией является, согласно С. самым ранним и основополагающим фактором становления об-ва, включая природный союз человеческих существ в символический мир культуры (К. Леви-Стросс). "Дискурсия" (буквально - речь) - это вся совокупность соц. сознания и поведения в каждую данную эпоху (М. Фуко). Язык - антагонист всему индивидуальному "стилю" конкретных авторов, антагонист всему природному, содержащемуся в сознании, психике, воображении индивида. Этот антагонизм порождает необходимость возникновения разнообразных "непрозрачных" знаковых систем-посредников (Р. Барт). Психич. механизмы - это также особого рода язык, и рассмотрение их под этим углом зрения позволяет включить в сферу рационального социологич. анализа те области, к-рые ранее постигались чисто эмпирически или умозрительно (Ж. Лакан). Положительной стороной С. является стремление научно, объективно объяснить взаимосвязи и взаимодействия соц.-культурных образований как знаковых систем, вскрыть нек-рые независимые от человеческого сознания и человеческой воли механизмы соц. действия. Однако сведение многообразия мира к формализованным знаковым системам свидетельствует об ограниченности С. как социологич. метода. Его представители не только подверглись критике со стороны многих философов и социологов, но и сами, каждый по-своему, пришли к осознанию внутренней противоречивости метода. Осмысление рационализма гуманитарного знания о человеке и об-ве, его сближения с естественными и точными науками происходило у структуралистов в рамках картезианско-кантианской традиции с привнесением элементов позитивизма и неофрейдизма. Лит.: Грецкий М.Н. Французский структурализм. М., 1971; Фуко М. Слова и вещи. М., 1977; Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977; Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983; Structuralism and science from Levi-Strauss to Derrida. Oxf., 1982. С.М. Митина.
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.