СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
- отрасль социологии,  предмет к-рой - структура, закономерности, каналы, механизмы формирования и функционирования обществ мнения, отношения больших соц. групп народа в целом к явлениям, представляющим актуальный обществ. интерес. Хотя обществ. мнение существует во все историч. эпохи, сам термин, его обозначающий появился в Англии в XII в. и представляет буквальный перевод сочетания двух слов "public opinion". Из Англии это выражение проникало в другие страны и с конца XVIII в. стало общепринятым. Обществ. мнение - специфич. проявление сознания людей, к-рое характеризуется связью со всеми формами обществ. сознания (нравственностью, правосознанием, религией, наукой и т. д.), синтезом обыденного и научн. сознания, духовно-практич. способом воздействия на реальность. Структура обществ. мнения включает рациональные, эмоциональные и волевые элементы. Любое событие, явление, попавшее в фокус обществ. мнения, рассматривается, прежде всего, в оценочном плане, связано с классово-оценочным отражением действительности. Т. обр., обществ. мнение "пересекается" с идеологией, содержит идеологич. элементы. В то же время в нем проявляются массовидные психич. явления, и поэтому оно относится также и к сфере обществ. психологии. Актуализированный обществ. интерес, лежащий в основе формирования обществ. мнения, придает ему такие качества, как распространенность, стабильность и интенсивность. Зрелое обществ. мнение охватывает, как правило, большую массу людей. Масштабы его распространенности зависят, прежде всего, от объекта обществ. интереса. Степень распространенности зависит и от субъекта, т. е. той соц. группы, к-рая порождает обществ. мнение. Несмотря на то, что обществ. мнение развивается очень быстро, оно отличается по своей направленности относительной стабильностью. Стабилизатором устойчивости здесь выступают сами обществ. потребности и интересы, к-рые, как правило, имеют долговременный характер. Более того, однотипная реакция обществ. мнения на одни и те же соц. ситуации в течение долгого времени ведет к "кристаллизации" мнений в виде традиций, обычаев, к-рые, в свою очередь, оказывают активное воздействие на формирование мнений людей по др. проблемам. Исходным пунктом процесса формирования обществ. мнения является информированность, т. е. обладание определенными знаниями по проблеме. Объем и уровень информированности, непосредственно зависящий от соц.-экономич. и соц.-политич. условий об-ва, может быть охарактеризован двумя показателями: диапазоном, т. е. нек-рой совокупностью разноплановых знаний и глубиной, т. е. количеством и качеством сведений по отдельно взятому вопросу. Важнейшая характеристика обществ. мнения - компетентность. В современных условиях нарастания информационных потоков в формировании и выражении обществ. мнения огромную роль играют средства массовой информации  (печать, кино, радио, телевидение, книгоиздательство и т. д.). Именно с информационным процессом связаны основные этапы формирования обществ. мнения: 1) возникновение чувств и представлений в сфере индивидуального сознания, что связано с процессом первичного ознакомления человека с к.-л. проблемой на уровне общей информированности; 2) столкновение мнений различн. людей, "обработка" одних мнений другими, к-рая реализуется посредством обмена информацией, обсуждения проблемы; 3) распространение сложившегося "типизированного" мнения в определенном соц. ареале с использованием адекватных средств информирования населения; 4) воздействие обществ. мнения на поведение людей, соц. практику, что проявляется в конкретно-предметной деятельности соц. групп. Один из основных внутренних механизмов (имеющий соц.-психологич. характер) - идентификация интересов личности с интересами соц. группы и всего об-ва в целом. Лит.: Уледов А.К. Общественное мнение советского общества. М., 1963; Грушин Б.А. Мнение о мире и мир мнений. М., 1967; Сафаров Р.А. Общественное мнение и государственное управление. М., 1975; Коробейников B.C. Пирамида мнений. М., 1981. B.C. Коробейников.


Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. . 1999.

Смотреть что такое "СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ" в других словарях:

  • СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ — специальная социологическая теория , предмет изучения которой закономерности и механизмы формирования и функционирования оценочного отношения больших социальных групп, классов, народа в целом к актуальным проблемам действительности,… …   Социология: Энциклопедия

  • Социология общественного мнения — отрасль социологии, изучающая закономерности и механизмы формирования, функционирования и развития оценочного отношения различных социальных общностей (классов, социальных слоев и групп) к процессам и явлениям, отличающимся общественным интересом …   Социологический справочник

  • Вестник общественного мнения — Специализация: социология Периодичность: раз в три месяца Язык: русский Издатель: Левада Центр Страна …   Википедия

  • Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены — Мониторинг общественного мнения: экономическией и социальные перемены Специализация: социология Периодичность: раз в два месяца Язык: русский Издатель: ВЦИОМ Страна …   Википедия

  • Социология — Запрос «Социологические исследования» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Социология (от лат. socius  общественный + др. греч …   Википедия

  • Социология — (франц. sociologie, от лат. socictas общество и греч. lógos слово, учение; буквально учение об обществе)         наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с… …   Большая советская энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЯ — наука, изучающая человеческие отношения в социальных группах и отношения между группами. Социология не только описывает и изучает общество и различные его виды, она опирается на тот факт, что в группе человек уже не тот, чем когда он один, это… …   Философский словарь

  • Социология — букв. наука об обществе, от лат. societas общество и греч. logos учение) наука о законах и формах социальной (общественной) жизни людей в ее конкретных проявлениях: различных по сложности социальных системах, общностях, институтах, процессах.… …   Социологический справочник

  • Социология средств массовой информации — СМИ) отрасль социологической науки, изучающая тенденции и особенности массовых информационно пропагандистских процессов в обществе или шире массовой коммуникации. Под СМИ в социологии понимается социальный институт производства и распространения… …   Социологический справочник

  • СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ — наука о взаимодействии политических и социальных систем в процессе функционирования и распределения власти, о закономерностях протекания политических процессов, развертывания политических отношений, о функционировании политических режимов,… …   Социология: Энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»