- СОЦИОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ
- - социологич. дисциплина, предмет к-рой - воспитание как обществ. процесс, роль соц. ин-тов (семьи, системы образования, средств массовой информации и др.), а также соц. макро- и микросреды в этом процессе. Начало развитию С.в. как самостоятельной научн. дисциплины положил Э. Дюркгейм, в дальнейшем на ее методологию большое влияние оказали Дж. Дьюи, З. Фрейд, Э. Фромм и др. известные социологи. Гуманистич. ориентация С.в. связана с преимущественным вниманием к соц. становлению личности (см.), ее автономии и суверенности. Научн. методология выдвигает на первый план в С.в. активное взаимодействие личности и соц. среды. Социологич. изучение формирования личности в системе образования может рассматриваться как одно из ответвлений Св. - педагогич. социология. С.в. изучает вопросы последовательного прохождения этапов социализации (см.) человека, включения его в систему обществ. отношений в разные периоды его жизни. При этом исследуются факторы, наиболее глубоко воздействующие на этот процесс, соц. механизмы взаимодействия личности с соц. средой, а также степень и возможности влияния самой личности на ее соц. окружение. Св. широко использует методы наблюдения, соц.-педагогич. эксперимента, модифицированные процедуры опросов, интервью и др. Объектами изучения при этом являются не только воспитуемые, но и воспитующие. Большое значение в С.в. имеет исследование межкостных отношений, особенностей соц. и этнич. среды, традиций, обычаев, форм соц. контроля. Ф.Р. Филиппов.
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.