- МОТИВ СОЦИАЛЬНЫЙ
- - осознанное, являющееся свойством личности, побуждение к деятельности, возникающее при высшей форме отражения потребностей (их осознании). М.с. возникает на основе высших, обусловленных развитием производства, потребностей личности как продукта историч. развития. Широким соц. основанием мотивов являются обществ. отношения, выступающие их системообразующим фактором. М.с. имеют классовую природу, в них "трансформируются" потребности об-ва, нации, класса, коллектива, индивида. На основе одной потребности обычно возникает их совокупность. Один и тот же мотив может соответствовать разным потребностям. Кроме простых, существуют сложные (собирательные) М.с, напр., интересы. Интерес к профессии часто является результирующей таких мотивов, как ее обществ. значимость, престижность, перспективность профессионального роста, зарплата и др. Мс" полняет функции: побуждающую (выражающую устремленность к деятельности), направляющую (выражающую определенность устремленности) регулирующую (связанную с доминированием в регуляции поведения тех или иных мотивов). М.с. может существовать как потенциальный (формирующийся до начала деятельности, поведения или сохраняющийся после их завершения) и как реально действующий (проявляющийся в процессе деятельности и поведения). Он всегда одномодален, т. е. выступает только в положительном значении. Возникновению М.с. способствуют соответствующие потребностям личности стимулы как своеобразные дополнительные звенья между потребностью и мотивом в виде устанавливаемого материального или морального поощрения. Чтобы влиять на поведение и деятельность, стимул должен быть "осознан" или "присвоен" личностью. М.с. не сводимы к др. психологич. явлениям, сущностям (потребностям, установкам, эмоциям, целям, чувствам), не отождествляемы с ними. Основными характеристиками М.с. является сила (как непреодолимость стремления) и устойчивость (длительность существования и про-являемость в различ. видах деятельности и поведения). Знание М.с. имеет важное значение для формирования личности и повышения эффективности деятельности. Лит.: Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969; Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971; Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976; Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988; Madsen К.В. Modern theories of motivation. Copenhagen, 1974. В.И. Ковалев
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.