ГОСУДАРСТВО ПРАВОВОЕ

ГОСУДАРСТВО ПРАВОВОЕ
- правовая форма организации и деятельности публичной политич. власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права. Г.п. - это гос-во, где господствует право. Термин "правовое гос-во" (Rechtsstaat) сформировался и утвердился в нем. юридич. литературе в 1-й трети XIX в. (в трудах К.Т.Велькера, И. Аретина, Р.фон Моля и др.), а в дальнейшем получил широкое распространение и в России, где в числе видных сторонников теории Г.п. были Б.Н. Чичерин, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев и др. В различных концепциях Г.п. можно выделить, как минимум, три взаимосвязанных компонента, необходимых для выражения специфики Г.п. Условно эти компоненты (элементы теории и подразумеваемой ею практики) можно назвать так: собственно правовой (или юридическо-нормативный), индивидуально-правовой (или о правах и свободах личности) и организационно-правовой (или институционально-властный). Первый из названных компонентов состоит в таком типе правопонимания, в рамках к-рого так или иначе проводится различие между правом и законом. При этом под правом имеется в виду особый, независимый от воли законодателя, соц. феномен со своими объективными свойствами и регулятивным принципом, под законом же - вся совокупность официально-властных установлений, общеобязательные акты и нормы, наделенные принудительной (законной) силой. Правовое равенство означает формальную независимость друг от друга, т. е. свободу субъектов права и правовой формы отношений. Причем правовое равенство (а вместе с тем и подразумеваемые им независимость и свобода) носит всеобщий характер в том смысле, что оно распространяется одинаковым образом на всех субъектов соответствующего круга правовых отношений. Право - это всеобщий масштаб и равная мера (норма) свободы. Конечно, конкретное содержание и объем этого правового принципа равенства (круг субъектов права, сфера правовых отношений и т. д.) исторически изменялись (от деления на свободных и рабов до всеобщего формального равенства и свободы всех). Вместе с тем данный принцип - при всем разнообразии его конкретно-историч. содержания и проявления - имеет универсальное значение для всех историч. типов и форм права и выражает существенную особенность именно (и только) права, правового способа регулирования обществ. отношений. Где нет принципа формального равенства, там нет и права как такового, там нет, следовательно, и справедливости, к-рая, будучи лишь абстрактным выражением права, воплощает в себе и олицетворяет правовое начало - принцип всеобщего формального равенства. Смысл и значение разных вариантов различения права и закона для Г.п. состоят, следовательно, в выявлении объективных условий и оснований, необходимых как для разграничения и противопоставления права и произвола (в т.ч. и произвола в форме общеобязательных актов и норм), так и для того, чтобы закон был правовым, для достижения соответствия требованиям права всех общеобязательных актов и в целом нормотворческой и иной деятельности публичной власти. Второй компонент теории и практики Г.п. состоит в утверждении правовой формы и правового характера взаимоотношений (взаимных прав и обязанностей) между публичной властью и подвластными как субъектами права, в признании и надлежащем гарантировании формального равенства и свободы всех индивидов, прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается (и это вытекает уже из первого компонента Т.п.), что правосубъектность индивидов, их права и свободы, правовой характер их отношений с властью - это не продукт воли и усмотрения публичной власти, не ее "дар" или уступка людям, а существенная составная часть объективно складывающегося в данном сообщ? стве права, соблюдение к-рой (данной части пр" ва, как и вообще требований права в целом) ~ юридич. обязанность всех, и прежде всегопу" личной власти и ее представителей. В этом состоит смысл традиционного для идей Г.п. противопоставления неотчуждаемых прав индивида феодальным представлениям об их пожалованном характере. Реализация двух первых компонентов Г.п возможна лишь при наличии третьего компонента, т. е. только при определенных организационно-правовых условиях, исключающих монополизацию власти в руках одного лица, органа или соц. слоя и обеспечивающих соответствие всей системы публичной власти (ее институционально-властных структур, функций, полномочий и т. д.) требованиям права и их последовательного соблюдения. Главным из этих условий является конституционно-правовая регламентация системы политич. власти на базе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Существенное значение при этом имеет ин-т конституционно-правового контроля за правомерностью актов и действий всех властей. Только в их взаимосвязанном и согласованном единстве названные компоненты выражают существо Г.п. Как концентрированное выражение историч. опыта и различ. направлений прогрессивной политич. и правовой мысли идея Г.п. представляет существенный интерес также и в плане построения Г.п. в России. Концепция правового гос-ва может быть лишь определенной системой принципов, ин-тов и норм, выражающей демократич. идею народного суверенитета. Эта концепция должна включать в себя как разграничение государственных и негосударственных (партийных, обществ. и т. д.) ин-тов, функций и полномочий, так и надлежащее устройство и функционирование самой системы государственных органов по принципу разделения властей на три основные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Разделение властей - организационное выражение правового характера гос-ва, необходимая институционально-властная предпосылка для режима господства права и правовой законности, признания, соблюдения и защиты прав и свобод граждан. Без разделения властей не может быть правового гос-ва и правовых законов, не может быть реальных прав и свобод. Ключевое значение для движения к правовой государственности имеет обеспечение верховенства представительных органов власти. Требование такого верховенства вытекает из принципа нар. суверенитета и необходимости его выражения в Г.п. Обеспечение этого верховенства является вместе с тем необходимым условием для правильной организации других властей исполнительной и судебной. Именно представительная власть определяет организацию др. властей. И именно она как выразительница воли народа обладает прерогативой издавать общеобязательные нормативные акты. Формирование Г.п. - процесс сложный и длительный. И в ходе этого процесса высшие представительные органы как авторитетные выразители народного суверенитета должны выступать в качестве не просто законодательных, а по существу - учредительных органов, устанавливающих систему ин-тов, норм и процедур правовой государственности. Они должны стать суверенно-властными гарантами учреждения и реального функционирования правовой государственности. Движение к Г.п. будет одновременно и формированием федеративного правового гос-ва. В этой связи важным составным моментом всей концепции Г.п. является утверждение идей и принципов господства права в сфере межнац. отношений, в нац.-гос. строительстве, в нормах, ин-тах и формах федеративной организации государственности. Лит.: Влунчли И.К. История общего государственного права и политики от XVI века по настоящее время. СПб., 1874; Гессен В.М. Теория правового государства. СПб., 1905; Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. М., 1916; История политических и правовых учений. М., 1988; Социалистическое правовое государство:  проблемы и суждения. М., 1989; Нерсесянц B.C. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму. М., 1992; Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 1993; Нерсесянц B.C. История идей правовой государственности. М., 1993; Нерсесянц B.C. Право - математика свободы. М., 1996; Welcker K.Th. Die letzten Griinde von Recht, Staat und Strafe. Giesen, 1913; Mohl R. von. Die Polizeiwissenschaft nach den Grundsatzen des Rechtsstaates. Bd. 1-2, Tubingen, 1832-1833; Krabbe H. Die Lehre der Rechtssouveranitat. Betrag zur Staatslehre. Groningen, 1906; Der biirgerliche Rechtsstaat. Koln, 1978; LEtat de droit. Paris, 1988 (P. 286-296 - библиография по Г.п.). B.C. Нерсесянц.


Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. . 1999.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ГОСУДАРСТВО ПРАВОВОЕ" в других словарях:

  • Государство правовое — тип государства, где утвержден политический режим, характеризующийся правовым (конституционным) порядком осуществления политической власти. Принцип правового государства подразумевает безусловное подчинение всех властных органов системе права,… …   Политология. Словарь.

  • ГОСУДАРСТВО ПРАВОВОЕ — особый вид или уровень развития государства, характеризующийся такими признаками, как всесторонние и реальные гарантии прав и свобод граждан, верховенство права и закона, прямое действие закона, взаимная ответственность граждан перед государством …   Энциклопедический словарь конституционного права

  • ГОСУДАРСТВО ПРАВОВОЕ — (см. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО) …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • ГОСУДАРСТВО ПРАВОВОЕ — форма организации государственной власти, характеризующаяся верховенством права, разделением властей, юридическим равенством (взаимной ответственностью) гражданина и государства. Цель правового государства обеспечить гарантии прав и свобод… …   Политологический словарь-справочник

  • ГОСУДАРСТВО ПРАВОВОЕ — правовая форма организации и деятельности публично политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права. Идея Г.п. имеет длительную историю и занимает важное место в политических учениях прошлого. Однако возникновение… …   Политология: словарь-справочник

  • Государство правовое —    это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Верховенство закона подразумевает не только и не столько приоритет закона как разновидности нормативно правового акта в отношении подзаконных актов,… …   Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО — государство, в котором не издается никаких законов, противоречащих нравственной идее права, в котором государственный интерес, постоянно обходящий законы, не имеет никакой ценности. Органы и институты такого государства (особенно суды и полиция)… …   Философская энциклопедия

  • Государство — У этого термина существуют и другие значения, см. Государство (значения). Титульный лист сочинения Томаса Гоббса Левиафан (1651 год), посвящённого проблемам государства …   Википедия

  • правовое государство — в политико юридической теории государство, важнейшими признаками которого являются: господство закона во всех сферах общественной жизни; связанность законом государства и его органов; судебная защита прав граждан и взаимная ответственность… …   Энциклопедический словарь

  • Правовое государство — последовательное воплощение мечты большевиков о создании такого общества, в котором управлять государством сможет любая кухарка. В истинно правовом государстве управляет даже не кухарка, а бумага так называемый закон. Подобная химера возможна… …   Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»