ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ
- особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематич. культивирование в нем общечеловеческих нравственных качеств; организуемое и направляемое освоение моральных ценностей и этич. знаний; формирование способности жить согласно нормам и принципам морали с целью воплощения их в прак-тич. деятельности. В.н. осуществляется в семье, школе, трудовых и обществ. коллективах, а также средствами печати, радио, телевидения, искусства, религии и т. д. В.н. может быть противоречивым. Противоречия В.н. разнообразны. К ним относится прежде всего превращение идеальной просветительской деятельности в единственный источник и причину нравственного развития людей, что приводит к отрыву теоретич. воспитания от воспитания практикой. Процесс целенаправленного В.н. основан на четком разделении субъекта (воспитатели) и объекта (воспитуемые). Он построен так, что одни воспитывают других (родители - детей, учителя - учеников, руководители - подчиненных). Но этот процесс также требует самостоятельных усилий, активности воспитуемых, т. е. самовоспитания. Самовоспитание является моментом воспитания, производно от него. Если идея самовоспитания слабо представлена в В.н., то это показатель существенных недостатков нравственно-воспитательной деятельности. Широкое распространение получают назидательные, порицательные и поощрительные методы В.н., а сам воспитуемый превращается в пассивного потребителя нравственной информации. Но знание нравственных норм далеко не тождественно самим этим нормам, реализуемым в реальном поведении. На практике подобные воспитательные усилия нередко предстают как безрадостная и безуспешная борьба одних людей с другими или человека с самим собой, оборачиваются рез-тами, противоположными целям В.н. Основным противоречием В.н. является рассогласование (разрыв) между двумя сторонами единого процесса формирования человека: обществ. практикой, проблемами ее совершенствования и специальной, целенаправленной воспитательной деятельностью. Подобная ситуация связана с тем, что усилия воспитателей направлены в основном на "приспособление" (адаптацию) воспитанников к наличным условиям обществ. жизни, сведению их личных интересов к обществ., к обеспечению дисциплины и порядка (от семейного, учебного, до производственного коллектива), к формированию "удобного", послушного человека. Но у нравственного человека требования дисциплины, порядка, ответственности органично сочетаются с активностью, направленной на совершенствование окружающей жизни, сферы своего труда, быта, общения. И если адаптивный характер В.н. оказывается чрезмерным, то это чревато многообразными опасностями, как для самого человека, так и для об-ва. Прежде всего происходит духовное подавление человека, основной принцип его развития - нравственное самосовершенствование - не имеет для него практич. ценности и значения. Нравственное самосовершенствование - более высокая ступень формирования человека, чем воспитание и самовоспитание. Оно надстраивается над воспитанием и преодолевает его ограниченность, ибо человек здесь создает самого себя посредством собственных усилий и деятельности. Но если этого не происходит, то возникают особые предпосылки для возникновения аморальных форм поведения. В.н. вплетено во все виды человеческой деятельности. Именно деятельность, в к-рую включен человек, является основной формой его В.н. В.н. - это прежде всего практич. процесс, к-рый имеет не просветительскую, а практически про образовательную направленность. В.н. - это всегда процесс взаимодействия, сотворчества людей в ходе к-рого происходит избирательное освоение социокультурного опыта, формирование oпределенных нравственных качеств. В.н. - это постоянная, напряженная работа по гуманистич преобразованию реальной жизни. Лит.: Харчев А.Г., Алексеева В.Г. Образ жизни мораль, воспитание. М., 1977; Гусейнов А.А. Морали/Общественное сознание и его формы. М., 1986; Нравственное самосовершенствование личности. М., 1989. М.А. Макаревич


Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. . 1999.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ" в других словарях:

  • Воспитание нравственное — воспитательная деятельность, направленная на формирование нравственной личности; такой личности, для которой нравственные идеалы, нормы и принципы являются важнейшими регуляторами повседневной жизни и деятельности... Источник: РАСПОРЯЖЕНИЕ… …   Официальная терминология

  • Воспитание нравственное —     формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения.    (Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь.… …   Педагогический терминологический словарь

  • Воспитание нравственное — формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения …   Педагогический словарь

  • Воспитание духовное —     формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека. В.д. это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и др. качеств, способных придать высший смысл делам и… …   Педагогический терминологический словарь

  • ВОСПИТАНИЕ — воздействие общества на развивающегося человека. В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника, т.е. на незрелого человека, к сущности которого принадлежат потребность и способность к дополнению, а …   Философская энциклопедия

  • воспитание — (психологический аспект) 1) в широком смысле процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в т. ч. специально …   Большая психологическая энциклопедия

  • Воспитание духовное — воспитание души, духовной культуры. По своей сущности оно отражает направленную деятельность всех институтов социума по воспитанию человека определенной культуры... Источник: РАСПОРЯЖЕНИЕ префекта ЮВАО г. Москвы от 27.12.2007 N 2764 ОБ ОКРУЖНОЙ… …   Официальная терминология

  • воспитание — Аристократическое, благородное, благочестивое (устар.), бережное, всестороннее, гармоническое (устар.), гармоничное, демократическое, доброе (устар.), дурное, духовное, европейское, жесткое, жестокое, заботливое, зверское (разг.), идиллическое,… …   Словарь эпитетов

  • Нравственное воспитание — воспитание ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ — воспитание, осуществляемое в ходе повседневных нравственных отношений: формирование нравственного сознания, развитие способностей нравственного мышления и ответственного выбора. Нравственность, нравы поведения буквально с момента рождения… …   Профессиональное образование. Словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»